Письмо-отвлекалка от дел праведных
В продолжение темы гуманизма предыдущего письма…
Цивилизация не стремится к разнообразию связей с окружающей средой. Ее неосознаваемая людьми суть – возвращение человека в лоно матери. Где: постоянство температуры и влажности, поступление питательных веществ и кислорода извне, максимально возможная защищенность настолько, что даже некоторые несовместимые с жизнью патологии не препятствуют развитию ребенка вплоть до рождения, которое фактически убивает дитя, не способное жить самостоятельно. Только в этом случае под матерью подразумевается природа, которую цивилизация намерена превратить в ласковую нежную родительницу.
Но природа – мать суровая до жестокости, и отнюдь не склонна к сантиментам. Она требует от своих чад самостоятельной жизни. Культура человека, как мировоззрение разумного приспособления к реальной жизни, все в большей степени вступает в противоречие с цивилизацией, стремящейся наоборот создать вокруг человека пространство физического комфорта.
Качество культуры – создавать разнообразие для души через разнообразие физических условий. По сути это то, что мы, особенно не вдумываясь, называем здоровым восприятием жизни.
Качество цивилизации – создавать разнообразие для души методами искусства, к сожалению, сплошь и рядом низкопробного, без осознания ответственности. По сути это то, что мы, опять же особо не задумываясь, называем нездоровым состоянием психики. Отметим также, чтО тО право выбора, о котором постоянно говорится, не обладает свойством панацеи, хотя этот тезис постоянно муссируется.
Подробнее...
Во-первых, пространство выбора должно быть сознательно обеспечено всеми реально доступными средствами – людьми, действительно являющимися взрослыми, во-вторых, человек должен обладать начальными умениями (созданными в нем сознательно) пользоваться этим выбором с развивающейся в дальнейшем ответственностью за свой выбор.
В рамках культуры многие ограничения диктуются законами природы и объективными законами общежития. Запрет на инцест, к примеру, появился исходя из реалий жизни и рождения несчастных больных детей. Поэтому многие культурные запреты воспринимаются достаточно легко, да их и немного. Но цивилизация развивается по другим законам. По сути, цивилизацию можно сравнить с наркоманией. Наркотиком является мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Как ни странно, но в этом случае религия более культурна, чем гуманизм, поскольку ограничивает человека. Хотя, если уж совсем объективно, то это ложное ограничение, случайным образом вставшее на пути защиты человека от него же самого. Наркоцивилизация требует от человека наркозависимости от всего: от автомобилей или секса, от компьютеров или работы, от музыки или поиска адренолино-гонящих занятий.
Природа, как независимое явление, не входит в «планы» цивилизации. И потому цивилизация стремится максимально изгнать неуправляемую природу из своей сферы, заменив ее управляемой имитацией. Эта имитация в свою очередь создает в людях пасторальное отношение к природе. В итоге люди селятся у подножия вулканов, на открытом берегу океана, в низинах рек, рядом с лесами в пожароопасной зоне, лезут в непроходимые места, вынуждая спасать их с затратой колоссальных средств (которые лучше бы использовали на лечение больных деток, или строительство обеспеченных всем необходимым роддомов, раз уж мы так гуманны).
А все потому, что мы неосознанно продолжаем территорию дома на всю окружающую среду. Мы пойманы мифом о всесилии разума, не понимая, что нам не выйти за пределы законов природы. Мы ищем обходные пути, лазейки, стремимся использовать потенциал развития, заложенный в природных объектах, в своих целях, не удосуживаясь остановиться и подумать о тайных законах, не проявляющихся явно, «дремлющих», в силу того, что в процессе эволюции природа их «законсервировала», а мы со своей тупой прямолинейностью и безумием самодовольства рано или поздно вызовем эти законы-явления к жизни.
Причем, если кто-то предлагает задуматься, следует истеричный вопль: а, вы против прогресса! А поскольку прогресс – новый бог цивилизации, то все смущенно умолкают и отступают.
Еще одна божественная панацея – технический прогресс. И хотя отдельные голоса с призывом задуматься звучат, но ор массы звучит несоизмеримо сильнее.
Конечно, речь не о возврате в пещеры, как любят утрировать бездумные сторонники цивилизации. По отношению к детям и старикам (но какой соблазн вспомнить Юлиана Семенова, который устами Штирлица признается в своей любви именно к этой, самой незащищенной части человечества) – цивилизация жизненно необходима. Речь о том принципе Дядьковского, продолженного на это сложнейшее образование в целом. Если не будут определены границы развития, цивилизация начнет пожирать сама себя, путем уничтожения человека в силу изнеженности отупевшего и физически ослабевшего человечества. Рано или поздно, но принципиальная суть основного вопроса философии, в соответствующей трактовке встанет перед человеком: человек – дитя живой природы или человек – дитя своего сознания. Разрыв произойдет, если человечество не погубит себя раньше. Двойственная природа человека при бесконечной цивилизации неизбежно поставит нас перед окончательным и бесповоротным выбором в пользу человека – дитяти своего сознания. А потом, в случае успешности этого пути развития, человек захочет стать богом и применит знания генетики для того, чтобы созданное природой гуманоидное существо стало разумным. Естественно, в человеческом понимании этого слова. Вообще говоря, некоторое общеизвестное высказывание должно звучать так: …по образу и уму своему…
Добавить комментарий